Предварительная оценка находок
Как-то один коллекционер, в приватной беседе, не очень лестно отзывался о честности своей братии, особенно в тех вопросах, когда дело касается покупки антикварных изделий у малосведущих в этом деле лиц. Он мне тогда дал один "бесплатный совет": "Не продавай там, где оцениваешь!".
Я к этому совету добавлю еще один - от себя: никогда не оставляйте оценщику свои находки без соответствующих приемочных документов для "углубленного исследования" или для "консультации" с "узким специалистом". К сожалению, я однажды имел глупость оставить одному собирателю монет свою небольшую нумизматическую коллекцию. Часть монет он купил, потрясая мое воображение глубиной своих познаний и умиляя исключительной честностью, а все другие монеты попросил оставить для более "углубленного изучения". Каково же было мое удивление, когда этот собиратель вскоре мне заявил, что мои монеты - дрянь, и он их забирает в счет погашения переплаты за первую партию монет, которая тоже - дрянь!
Еще одна ситуация, когда кладоискателю придется самому оценивать свои находки: вы набрали пару десятков единичных предметов, не связанных друг с другом ни вре-менем, ни назначением своим.
Предложенный вашему вниманию материал, по предварительной оценке находок, носит характер поверхностного общего обзора идентификации ценностей.
На каждую главу этой части книги можно найти свою сотню специальных изделий, посвященных описываемым редкостям, поэтому прошу вас уберечься от поспешного заключения, что предмет, не вошедший в наше описание, не представляет никакой ценности.
Определение изделий из драгоценных металлов
Оценку изделия можно проводить по трем направлениям. Самое простое, когда нужно определить цену металлу как таковому Если вы находите слиток золота, то вряд ли имеет смысл считать, что он является исторической реликвией и может стоить больше веса заключенного в чем металла. Правда, может случиться, что надписи и клейма на слитке окажутся путеводными нитями, связывающими его с другими сокровищами, как это было в случае с находкой клада в Амурской области, о котором мы уже упоминали. В остальных случаях на драгоценные металлы существует достаточно твердая приемная цена, при условии, если определено соотношение чистого металла и примесей в данном слитке.
Вторым подходом к оценке изделий из металлов является эстетическое значение найденного металлического предмета. Шедевр чеканки по меди или тончайшая филигрань из не драгоценного сплава нейзильбера как металлический лом не представляет собой никакой ценности, однако как произведение искусства может стоить баснословно дорого. Несмотря на то, что существуют определенные "оценочные эталоны" и в искусстве, оценка таких находок - подчас дело весьма субъективное, и подвержено влиянию моды.
Третьим критерием оценки станет историческая ценность, редкость найденного изделия из металла. Я не знаю, сколько можно получить денег за бронзовую фигурку животного, служившего украшением людям две-три тысячи лет тому назад, но уверен в том, что многие музеи мира захотят пополнить свои коллекции таким металлическим изделием. Самостоятельная оценка таких изделий невозможна! Пытаться произвести оценку при помощи случайных "знатоков" может оказаться не только бесполезным, но и опасным делом, не ровен час - потеряете больше, чем нашли!
Лучшим, если не единственным, вариантом объективной оценки такой находки будет консультация со специалистом крупного музея. Можно, правда, немного подстраховаться от возможного обмана и начать переговоры с предоставления цветных фотографий и описания найденной вами редкости.
В прошлом люди старались уберечь золотые богатства, прибегали к разным способам хранения. Например, у г. Бангкока, столицы Таиланда, приблизительно 700 лет стояла очень большая статуя Будды. Около полувека назад ее решили перенести в другое место. При этом неожиданно лопнула каменная оболочка Будды. В трещинах заблестел металл. Камень оказался облицовкой. Когда его сняли, перед людьми предстал золотой Будда, вес которого составил 5,5 т. Возможно, в ХШ-ХГУ веках, во время междоусобных войн, служители Будды надели на статую каменный "скафандр", чтобы враги не увидели золота. Статуя эта хранится в золотом святилище г. Бангкока.
Драгоценные металлы обычно использовались в изготовлении изысканных изделий, предназначавшихся, в первую очередь, для больших ценителей красоты и роскоши, но из художественной литературы мы знаем массу примеров, говорящих о том, что богатство не всегда является достоянием одних лишь эстетов.
Рассказы о золотых рукомойниках и, извините, унитазах - наглядное тому подтверждение. Но у таких бытовых предметов из драгоценного металла больше возможности, оставаясь практически на виду, быть незамеченными. Вам, наверное, памятен случай с золотой колонной, валявшейся десятки лет среди людской толчеи и оставшейся неузнанной благодаря слою непрозрачного лака, нанесенного на поверхность металла? Почему тогда не предположить, что вывороченная из земли во время поиска окрашенная труба - золотая? Конечно, такая посылка приводит на память бессмертную фразу Паниковского: "Пилите. Шура, они золотые!", но и определить золото не так уж сложно. Куда сложнее узнать процентное содержание золота в "золотоносном" изделии, если на нем нет пробы.
Определение монет
Конечно, самой распространенной находкой кладоискателя будут монеты, которые попадаются удачливому и упорному поисковику как поодиночке, так и группами, т. е. в кладах.
Прежде всего, следует сказать, что монетный клад - очень своеобразное собрание ценностей, дающих обширный материал для научных исследований, поэтому такие клады нельзя разъединять "по сортам" и представлять в различные учреждения для окончательной оценки. Их сле-дует отнести для оценки в крупный музей, даже если в этом кладе отсутствуют изделия из драгоценных металлов. Другое дело, самому попытаться определить отдельные монеты, дабы по современным каталогам узнать их реальную стоимость.
Для того чтобы кладоискатель мог сориентироваться в мире монет, предлагаю познакомиться с элементарными знаниями по нумизматике, без обладания которыми невозможно разобраться в нумизматических каталогах, которые, в свою очередь, несут информацию о цене той или иной монеты. Предложенный вашему вниманию материал взят из "Нумизматического словаря" В. В. Зварича.
Термин "нумизматика" стал употребляться в средние века как название науки о монетах. Нумизматика изучает отдельные монеты и клады монет как отражение товарно-денежных отношений и памятники медальерного искусства и техники монетного дела. Объектом ее изучения являются также товароденьги, бумажные деньги, боны, ордена и медали. Эта наука помогает решать вопросы из различных областей знаний: истории, археологии, политической экономии, языкознания, искусствоведения. С другой стороны, нумизматика в своих выводах опирается на эти науки. Она выросла из любительского собирания монет. Коллекционирование зародилось в эпоху Возрождения, в ХIV-ХV веках, сперва в Италии, а затем - и в других странах. Начали появляться труды, в которых объяснялись надписи и изображения на монетах, составлялись инвентари местных собраний. К XVIII веку относятся попытки систематизации материалов, а в XIX веке были составлены первые каталоги музейных собраний монет по отдельным эпохам и странам и опубликованы фундаментальные работы по всем разделам нумизматики.
Основоположником систематического научного исследования в этой области считается венский ученый И. И. Эккель (1737-1798 гг.). Его восьмитомный труд ("Наука о древних монетах", Вена, 1792-1798 гг.) не утратил своего значения и сегодня.
В XIX веке нумизматика становится университетской дисциплиной во многих западноевропейских странах, а также в России. Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина. По мере развития методов нумизматических исследований она все больше приобретает самостоятельное значение.
Название "монета" происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), храм которой находился на Капитолии в Риме. Металлические деньги, чеканившиеся на монетном дворе при храме Юноны Монеты, стали называться в Риме, а позднее и в других странах, монетами. Первые монеты были просто небольшими слитками металла неопределенной формы. При обращении таких металлических денег, имевших форму слитков, надо было проверять их вес и пробу. Когда началась чеканка монет (в VII веке до н. э. в Греции), государственный штемпель на них подтверждал вес и доброкачественность монетного металла. Круглая форма монеты, как наиболее удобная для обращения, вытеснила все другие формы. На каждой имеется определенной изображение и надпись - легенда. Монета имеет лицевую сторону (аверс), оборотную (реверс), обрез и ребро (гурт).
Внешние данные монеты или основные изображения и надписи, постоянно присущие той или иной группе, называют монетным типом. Монетный тип дает представление о месте и времени выпуска монет, ее номинале и т. д. Варианты или разновидности отмечают незначительные изменения в деталях рисунка или в надписях на монетах одного и того же типа. Чеканка монет из драгоценного металла (золота, серебра) осуществлялась обычно с добавлением некоторого количества постороннего металла Монета, покупательная сила которой соответствует стоимости содержащегося в ней металла, называется полноценной. Покупательская сила неполноценной монеты превышает стоимость содержащегося в ней металла. Полноценные монеты являются действительными деньгами, а неполноценные - это лишь знаки, или представители, действительных денег. Монопольное право выпуска монеты принадлежит государству. Монеты чеканятся, как правило, по общегосударственному образцу - такое право называется монетная регалия
Монетная регалия составляла один из признаков суверенности монарха на территории, подвластной ему; поэтому население вынуждено было пользоваться именно теми монетами, образец, стопу, качество и условия обращения которых он устанавливал.
Нередко отдельные феодалы и города за соответствующее вознаграждение получали от короля (императора, князя) привилегии на чеканку собственных монет, которые имели право на обращение наряду с общегосударственными.
Когда монета выпускается в ознаменование какого-либо собыгия, ее называют мемориальной (памятной), а если для подарков привилегированным лицам - донативной.
На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце Х века, а со второй половины XIV века чеканились уже систематически. До начала XVIII века слова "монета" не было в русском языке.
Поначалу в России монеты чеканились во многих городах (Москве, Новгороде, Пскове и др.). Чеканка обычно передавалась на откуп частным лицам. В 1535 году в Москве появился государственный Монетный двор, и чеканка монет постепенно была изъята из рук частных лиц.До начала XVIII века Москва оставалась центром монетного производства, а в 1724 году основан Монетный двор в Петер-бурге. На протяжении XVIII-XIX веков было открыто не-сколько временных монетных дворов: Екатеринбургский, Сестрорецкий, Колыванский, Кенигсбергский, Варшавский и другие.
С 1876 года Петербургский Монетный двор оставался единственным в стране, за исключением Гельсингфорсского, который чеканил только финские марки. В советское время действовали два монетных двора - Московский и Ленинградский.
Продолжая эту тему, приведу короткую статью старого питерского коллекционера А. В. Емельянова, любезно написанную им специально для этой книги.
"Среди семейных реликвий, переходящих от родителей к детям иногда на протяжении нескольких поколений, встречаются старинные золотые, серебряные или медные монеты, медали, а иногда - по-хожие на них предметы. Молодежь часто не знает, почему в семье хранится монета, и используют ее как металл для изготовления ювелирных украшений или в технических целях (например, для пайки), а иногда продают ее как лом.
Такие монеты могут быть ценные не только потому, что сделаны из драгоценного металла. Они могут представлять интерес для коллекционеров, а в ряде случаев - и для государственных музеев. Поэтому, прежде чем нести монету в скупку драгоценных металлов или в ювелирную мастерскую, следует поинтересоваться, что за монета у вас в руках.
Определить и оценить старинную монету может только специалист в музее. Однако, для того чтобы читатель представил, сколь разнообразными могут быть монетные редкости, ниже приведен их краткий обзор (который, конечно, не может служить определителем).
Греческие монеты - чеканились многочисленными городамиполисами, союзами городов, их колониями, несколькими государствами в разное время и разного веса. Первые древние монеты появились в VII веке до н. э. в Андийском государстве. Разновидностей этих монет - множество: это золотые статеры (12-16 г) и их доли; серебряные драхмы (3,6-6,07 г), оболы (0,73 г) и кратные им, медные халки и ленты. Чеканились они до II или Ш века до н. э. В нашей стране были распространены в Крыму и на побережье Черного моря.
Римские монеты (Ш век до н. э. - V век н. э.) - чеканенные Римской республикой и римскими императорами. Зачастую представляют собой высокохудожественные произведения. Золотые: ауреус (8,19-5,5 г), солид (4,55 г); серебряные: динарий (4,55-3,9), сестерций (1,14 г); бронзовые: ассы и др. Эти монеты были в обращении на побережье Черного моря и в Киевской Руси.
До монгольского нашествия (VШ-ХI века) на Руси широкое распространение имели так называемые куфические дирхемы, чеканенные на терри-тории Арабского Халифата. Это серебряные монеты весом в среднем 2,7-3,4 г, на которых нет изображения людей или животных, а только надписи арабской вязью, указывающие год, место чеканки и имя правителя.
Первые монеты на Руси появились в конце Х - начале XI веков. Это так называемые "злати-ки" и "сребреники" (серебряники). Весом (4,2 г) и внешним видом златинки были подобны византийским солидам. Для чеканки сребреиков использовалось серебро арабских монет. Известно'всего 10 златинков и около 300 сребреников.
В IХ-ХI веках на Руси имели хождение западноевропейские динарии, известные в Англии как пенни, в Германии - пфенинги, во Франции - денье. А позднее, в ХШ-XV веках, появились и золотые монеты: гульдены, дукаты, флорины, цехины, экю и т. п.
Своеобразными "монетами" служили находившиеся в обращении на Руси в ХП-Х1Увеках слитки серебра - гривны. Это были киевские гривны шестиугольной формы весом 140-160 г; новгородские - в виде палочек, весом около 204 г; черниговские - весом как новгородские, а формой как киевские;
литовские - палочки с поперечными желобками;
татарские (на территории Поволжья) - ладьеобразные.
Привести здесь даже краткое описание всех редких монет нашей страны невозможно - это заняло бы десятки страниц, да и необходимости в этом нет. Практически все они описаны в доступной литературе, которую можно найти в библиотеках или музеях.
Ограничимся кратким (и далеко не полным) перечислением: много интересного можно найти среди копеек, выпускавшихся самостоятельными князьями Руси; редки медные и серебряные рубли, а также "ефимки с признаками" времен царя Алексея Михайловича; уникальны предшественники орденов и медалей, наградные "золотые" ХVI-ХVII веков; редки многие из первые монет Петра I; медные квадратные платы-монеты 1725-1727 годов; изъятые из обращения монеты Иоанна Антоновича; медные "сестрорецкие рубли" весом по килограмму; уникальны "константинопольские" рубли; ценны монеты XIX века; представляют исторический (и, конечно, нумизматический) интерес многие монеты, чеканенные для Польши и с русско-польским обозначением номинала; монеты 1756-1757 годов для прибалтийских провинций - "ливонезы", и также монеты для Пруссии, Грузии, Финляндии, Молдавии, Валахии и сибирские монеты.
Не следует думать, что редкими являются только дореволюционные монеты. Сравнительно редки советские серебряные рубли 1922 года, серебряные 20, 15 и 10 копеек 1931 года, некоторые медные монеты 1924 и 1925 годов, а 2 копеек 1942 года нет ни в государственных, ни в частных коллекциях".