Поиски подводных кладов
Как пелось в одной эстрадной песенке: "Три четверти планеты - моря и океаны!..", но и остальная поверхность суши местами покрыта пресными водами. Конечно, никто не станет спорить, что подводное кладоис-кательство - занятие перспективное, но вот что говорят на этот счет некоторые факты: один дотошный маринист подсчитал, что если поднять со дна океанов все затонувшие суда, то цепочка их смогла бы дважды опоясать земной шар по экватору.
Весьма интересные и, в то же время, трагические данные сообщило в конце 1973 года английское классификационное общество - Регистр судоходства Ллойда. Статистика этого общества дает картину гибели морских торговых и рыболовных судов вместимостью не менее 100 регистровых тонн водоизмещения каждое. В канун 1974 года в книгах Регистра числилось около 60000 судов всех флагов мира. Общий тоннаж этой армады достигает 300 миллионов тонн.
Причем возраст компании Ллойда не так велик по сравнению с историей мореплавания. Сколько есть на свете корабельных кладбищ? Кое-что можно подсчитать и подсчитано: созданы карты и атласы мест гибели кораблей. Некоторые местности имеют очень широкую и недобрую славу.
Район мыса Гаттерас, воды, омывающие Багамские и Бермудские острова, бухта Виго в Испании и залив Зейдер-Зе в Голландии - все эти и многие другие территории океанского дна могут быть с полным основанием названы кладбищами судов, в стало быть, подводными клондайками или эльдорадо. В самом деле, как утверждает один из наиболее известных морских кладоискателей, американец Гарри Ризенберг, автор нашумевшей в свое время книги "600 миллиардов под водой", именно на эту сумму (разумеется, в долларах) океан "позаимствовал" у человека золота, серебра и других драгоценностей.
Для пущей убедительности посмотрите на карту одного из тысяч участков, называемых "корабельными кладбищами" - это район мыса Гаттерас, где вход в залив закрывает узкая длинная коса.
Не каждая гавань имеет подобные губительные ловушки, но возле всякой гавани, которые часто посещают морские суда, обязательно на дне лежат разрушенные и почти не сохранившиеся, засыпанные многометровой толщей песка или обросшие кораллами корабельные остовы, хранящие в себе памятники суетной бренной жизни, потерянные сокровища.
Отчего гибли морские суда? Не только от штормов и ураганов, волн, коварных подводных камней и мелей: во времена развитого безопасного кораблевождения бичом становятся ошибки мореходов; тогда стальные корпуса кораблей начинают рубить и топить друг друга.
Больше всего столкновений судов зафиксировано при плавании в проливах, узкостях, на подходах к портам.
Множество преступного люда в старину вертелось возле входа в гавани, представляя еще одну серьезную опасность для кораблевождения: злодеи устанавливали фальшивые маяки, сбивающие мореплавателей с истинного пути и заманивающие корабли на подводные камни и скалы. Даже в более поздние времена - в 1809 году - английскому королю Георгу III пришлось издать специальный закон против лодочников, обрезавших якорные канаты в гаванях, заливах и на реках с целью, как бы сейчас сказали, "создания аварийной обстановки" и последующего грабежа выброшенного на берег судна.
Вот так и "закладывались" клады в прибрежных водах. Но эти рассуждения, а также нижеследующие примеры, не должны привести вас к ошибочному выводу, что морские сокровища легко достать из трюмов затонувших кораблей. История, к сожалению, знает больше неудачных попыток подъема золота и драгоценностей, чем удачных. Все эти счастливые случаи описаны во многих популярных и художественных произведениях литературы, посвященных изучению морских глубин, поэтому заинтересованному читателю не составит труда собрать полное досье на удачные экспедиции.
Еще один вид подводных поисков относится скорее к археологическим раскопкам, чем к кладоискательству - исследование старинных поселений, ушедших под воду. Таких мест на планете немало вообще, и в частности - на побережье Европы бассейна Средиземного моря: колыбели всей современной цивилизации. Или, хотя бы, знаменитый Порт-Роял, затонувший во время сильнейшего землетрясения 1692 года и унесший с собой на дно морское все пиратские сокровища, свозимые в Порт-Роял из различных уголков Старого и Нового Света.
Рукотворные водоемы также заливали обжитые места, а штормы, гуляющие по водохранилищам и ничуть не уступающие настоящим морским, вымывали со дна клады, бывшие некогда подземными. Так, в верховьях Обского водохранилища после весенних паводков и сильных штормов местные жители до сих пор собирают множество монет старинной чеканки.
Конечно, подводные поиски затонувших городов вряд ли могут принести столь крупную удачу, как при подъеме затонувших кораблей. Но доступность и небольшие глубины позволяют не только аквалангисту, но и ныряльщику с маской и ластами попытать счастье найти древние ценности - тем более, если ныряльщик оснащен металлоискателем, предназначенным для подводных поисков.
Помимо Порт-Рояла, легендарного Китеж-Града, погрузившегося некогда в глубины Плещеева озера, или Атлантиды, существуют более реальные древние города, поглощенные морем. Таковым является, например, античный город, найденный археологами в Сухумской бухте.
В 1874 году археолог Брунн, проанализировав исторические источники, предположил, что древняя Диоскурия находилась в районе нынешнего Сухуми. Однако ему самому найти следы античного города не удалось.
Спустя два года абхазский краевед Владимир Чернявский с группой пловцов-энтузиастов исследовал остатки древних сооружений на дне Сухумской бухты. Некоторые памятники тогда еще поднимались над поверхностью моря в 60-100 метрах от берега. Но Чернявскому не позволило пойти дальше догадок состояние археологической науки того времени.
До сооружения в 1895 году сухумской набережной, остановившей дальнейшее наступление моря на город, жители после сильных штормов не раз находили на берегу античные золотые, серебряные и медные монеты. Здесь даже существовал своебразный промысел - собирание древних металлических реликвий, выбрасываемых морем.
Не только на территории сопредельных стран встречаются подводные древние памятники. Побережье российских водоемов также таит много загадок для археологов. К одному из таких мест и относится Фанагория - один из значительных городов древнего Боспорского царства, расположенного некогда на берегах Керченского пролива. Этот город, по свидетельствам древних авторов, был второй столицей государства. Крупнейший античный географ Страбон называл Фанагорию городом, достойным упоминания, значительным полисом, крупным торговым центром. Археологические раскопки подтверждают сведения древних авторов о значительности этой второй столицы Боспора. Благодаря раскопкам уже установлены границы города, но окончательно вопрос о размерах городища не мог быть решен, т. к. часть городской территории оказалась занятой морем. Но процесс затопления сыграл и положительную роль в плане сохранности древнего города - вода надежно укрыла старинные постройки от покусительств местных строителей, разбиравших камни для своих жилищ. Археологи, производившие подводную топографическую съемку древнего города, отмечают, что отыскивать на дне старинную керамику им помогали водоросли - вернее, их цвет: на общем зеленом фоне резко выделялись буроватые кусты, выросшие именно в тех местах, где было много предметов из керамики и строительного камня.
Теперь давайте поговорим о ценностях небольших пресноводных водоемов, где на рельеф дна не оказывают влияние жестокие штормы, приливы и отливы, проще сказать - о реках, озерах и прудах, всех тех водных хранилищах, которым также доверяли свои богатства люди с давних времен.
Пока в нашей стране металлоискатели не вошли в моду, у вас есть реальный шанс разбогатеть: даже самый тонкий слой илового налета изменяет внешний вид предмета под водой, а так как подводный мир гораздо реже посещается людьми, сохранность спрятанных или потерянных ценностей увеличивается. Предпочтительный выбор места для поиска утерянных предметов - пристани, молы, пешеходные мостики, участки возле причалов (особенно если там находились плавучие увеселительные заведения).
В Москве, под Химкинским мостом, найдена шкатулка с серебряными монетами и украшениями, на берегу Цны - монеты времен Екатерины II.
Преимущества использования воды в качестве камеры хранения очевидны: не надо тратить время на выкапывание ямы. Приметил место, откуда сам достать сможешь, размахнулся да и забросил - незаметно и быстро. "Случайных ныряльщиков не так много, разве что бреднем кто зацепит. Принцип выбора места - тот же: недалеко от жилья, в укромном месте. Наличие надежных примет в данном случае лучше поставить на первое место, ведь кто хоть однажды нырял под воду, прекрасно знает, как тяжело что-либо отыскать на дне без надежного ориентира. Отдельно стоящие скалы, крупные валуны, омуты, сваи, мостки - места весьма привлекательные для тех, кто прячет клад под водой.