Состояния, чистка и хранение монет

Состояние монет оценивается с учетом двух основных факторов - качества чекана и сохранности монеты. Под­робно методика оценки разработана Д. Мошнягиным и И. Дашевским. Ими предложено различать следующие состояния: отличное, очень хорошее, хорошее, среднее и посредственное. Эта шкала, если к ней добавить еще одну оценку, а именно высшее коллекционное состояние, вполне отвечает всем требованиям коллекцио­неров. Высшее коллекционное состояние. Монета специально изготовлена для коллекционеров полированными штем­пелями на полированном кружке. Поле монеты глян­цевое, без каких-либо видимых под лупой двукрат­ного увеличения дефектов — царапин, раковин, черных пятен и т. д. Выступающие детали рисунка—линии ободка, орнамент, цифры, надписи, изображение—мато­вые. К высшему коллекционному качеству .относятся, например, серебряные, золотые и платиновые монеты, выпущенные с соблюдением требований к категории «ргооf».

Отличное. Монета чеканена новыми неизношенными штемпелями. Поле и изображение блестящие, поли­рованные. Под лупой не видно серьезных дефектов, следов пребывания в обращении. К отличному ка­честву можно отнести монеты выпусков, сделанных для коллекционеров, но не учитывающих требований категории «proof». Например, все специальные выпуски юбилейных монет, олимпийские выпуски серебряных, золотых, платиновых монет, изображение на которых не матировано.

Очень хорошее. Монета, не бывшая в обращении. Под лупой можно заметить на поле и изображении некоторые дефекты чекана (нечеткость деталей изображе­ния, букв, цифр) и следы пребывания в мешках (небольшие царапины, пятнышки и т. п.).

Хорошее. Монета, дефекты которой видны невооружен­ным глазом, но не портят ее общего вида.

Среднее. Заметны следы длительного пребывания в обращении, потертость выступающих детален, следы коррозии и чистки. К этой категории относятся и монеты с легкими дефектами чекана: проступание с противоположной стороны, смятость деталей. колосьев, рельефа ), недочекан частей рисунка. При всем этом признаки, по определению разновидности, не потеряны и достаточно ясны.

Посредственное. Монета, получившая повреждения в обращение, имеющая большую потертость, погнута­, есть следы исправления, забоины, глубокие раковины, новая, но отчеканенная с технологическими дефектом со сдвигом штемпелей, чеканенная вне печатного кольца, в следствии чего полностью или частично отсутствует насечки и гуртовая надпись. Детали рисунка неразличимы. Монеты с состоянием ниже посредственного коллекции не украшают, и включать их в собрание можно в случаях, когда речь идет об экземплярах особой редкости. Оценка общего состояния монеты складывается из двух сторон. При этом решающим признается состояние худшей стороны. Если одна сторона находится в хорошем состоянии, а другая в посредственном, то вряд ли коллекционер согласится на общую оценку монеты как среднюю и она будет отнесена к посредственным. Меньшее влияние на оценку оказывает состояние гурта. Оно становится решающим, когда речь идет о разновидностях, образованных его оформлением, например надписи на серебряных рублях 1922 г. с разными инициалами «АГ» и «ПЛ». Нередко монеты, попадающие в руки коллекционера, несут на себе следы времени и обращения - темнеет металл, появляются пятна коррозии, грязь. Вполне естественно, что у некоторых коллекционеров возникает желание почистить такие монеты, вернуть им утраченный блеск. К сожалению, способов полного восстанов­ил качеств старых монет не существует. Более того, при отсутствии знаний и опыта чистка чаще ого окончательно портит монету, наносит -ей ущерб, который уже ничем не удается исправить. Чтобы верно определить, в какой степени монета нуждается в чистке и в какой мере чистка может вернуть ей коллекционные качества, нужен определенный опыт. Лучше всего проделать для начала несколько опытов чистки с экземплярами неколлекционными. И только приобретя некоторый навык, можно решать, что делать с порченными экземплярами из основной коллекции. Приступая к чистке монет, надо помнить, что никакие механические методы чистки недопустимы. Лю­бые самые современные средства типа асидола, ювелир­ной пасты и т. п. оставляют на монетном поле царапины, способствуют стиранию тонких деталей рисун­ка.

ЗОЛОТЫЕ МОНЕТЫ. Они практически не нуждаются в чистке. В случаях их загрязнения целесообразно вымыть монеты в теплой воде с мылом или неболь­шим количеством стирального порошка, затем хорошо высушить, поместив между двух кусков мягкой тка­ни. Трения ни в коем случае, ни при мытье, ни при сушке допускать но следует. Даже ткань, особенно грубая, оставляет на полированном золотом поле микроцарапины.

СЕРЕБРЯНЫЕ МОНЕТЫ. Выбор метода, их чистки в первую очередь зависит от степени окисленности и пробы металла. Высокопробные сплавы содержат боль­шой, процент чистого серебра, и окислы, возникающие на их поверхности, имеют иной характер, чем окислы низкопробных сплавов.

Монеты высокой пробы (полтинники, рубли) которые долгое время пребывали в земле или подвергались воздействию других неблагоприятных факторов и покры­лись черным плотным слоем окислов, их целесообраз­нее поместить на один час в раствор нашатырного спирта (состав раствора - 90% воды и 10% аммиака). При отсутствии нашатырного спирта можно пригото­вить содовый раствор - на 100 г воды 30 г (примерно две чайных ложки) питьевой (двууглекислой) соды. В раствор опускаются монеты на несколько часов до полного растворения окислов. Процесс можно несколько ускорить, если подогревать раствор до кипения и перио­дически протирать окисленные места мягкой зубной щеткой.

Монеты высокой пробы со слабыми следами окисления лучше, всего чистить кашицей, составленной из трех компонентов - нашатырного спирта, питьевой соды и зуб­ной пасты. Такая смесь не должна содержать твердых, царапающих частиц. Покрыв монету составом, ее следует растирать мягкой щеткой, не прилагая при этом особых усилий.

Новые монеты (серебряные, медные, медно-никелевые, бронзовые) перед тем, как положить в коллекцию, целесообразно отмыть от неосторожных прикосновений рук. Замечено, что именно места прикосновений становятся точками, откуда начинается коррозия.

Монеты из низкопробных сплавов серебра, для ко­торых в качестве лигатуры применена медь, при сильном окислении зеленеют. Для их чистки наиболее подходит 10%-ный раствор Трилона Б. После того как зеленый слой растворится и сойдет, чистку следует продолжать методом, принятым для чистки высокопробного серебра.

МЕДНЫЕ МОНЕТЫ. На них время оставляет слой патины, который в зависимости от обстоятельств ее появления и возраста может иметь цвет от шоколадно-коричневого до зеленовато-черного и черного. Если патина ровная, металл не тронут коррозией, то лучше монету не чистить. Патина облагораживает монету, делает ее вид соответствующим возрасту и, что очень важно, достаточно надежно предохраняет металл от дальнейшей порчи. Самое большое, что можно сделать с монетой, покрытой ровным слоем патины,— помыть ее в теплой воде с мылом, чтобы удалить следы жира и пота от прикосновений пальцев. При этом надо стараться не тереть металл с силой, чтобы не смыть патину.

Для чистки монет, тронутых окислами, лучше всего пользоваться медленно действующими реактивами, кото­рые постепенно размывают испорченный коррозией слой металла и не затрагивают его здоровых частей. К таким реактивам относится Трилон Б. В его раствор монета погружается на срок, во многом зависящий от состояния металла. Чем слой окисла темнее и толще, тем большему воздействию реактива должна быть подвергнута монета. Сильно испорченные экземпляры можно держать в Трилоне несколько суток, мало ис­порченные — несколько часов. Можно изредка смы­вать с металла мягкой тряпочкой под струей теплой воды слои разъеденных окислов, чтобы раствору активнее воздействовать на новые слои. В результате чистки монета может улучшить свои внешние качества, но надо быть готовым и к тому, что после чистки станут видны все раковинки и царапины, которые покрыты окислами.

БРОНЗОВЫЕ МОНЕТЫ. Их чистят по тем же рецеп­там, что и медные. Надо лишь иметь в виду, что растворы типа Трилона, нашатырного спирта меняют цвет бронзы (она темнеет, делается коричневой либо черной). Блеск металла легко восстановить, отмыв монету в теплой воде с небольшим количеством зубной пасты.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ пользоваться для чистки мед­ных и серебряных монет сильными реактивами типа азотной или серной кислот. Вместе с окислами они съедают рисунок монеты.

Если бронзовые и медно-никелевые монеты сильно поражены коррозией (поле покрыто ровным черным, черно-зеленым слоем окислов или глубокими черными точками), то ее можно удалить с помощью сильных реактивов. Однако и здесь пользоваться ими целе­сообразно тогда, когда речь идет о монете, не пред­ставляющей особой ценности.

Пользоваться кислотами надо осторожно. Процедура чистки такова. Кислоту следует налить в блюдце так, чтобы она .покрывала монету. Рядом поставить раствор питьевой соды. Монета стальным пинцетом опускается в кислоту. Реакция сопровождается сильным отделением бурого дыма. Окислы быстро разрушаются. _ Как только поле монеты очистится, быстро перенести ее пинцетом в содовый раствор. После этого монету можно взять руками, хорошо отмыть теплой водой и просушить. Нужно иметь в виду, что кислота, выедая окислы, делает монетное поле рябым.

Медные чищенные монеты в коллекции выглядят несколько неестественно, хотя со временем начинают темнеть и приобретать патину. Однако нет никаких гарантий, что новая патина ляжет ровным слоем, а на поле не появится темных пятен. Поэтому чищенную медную монету лучше всего искусственно состарить, покрыть патиной, которая придаст ей приятный внешний вид и гарантирует сохранность.

Наиболее простой способ создания искусственной патины таков. Чистую, обезжиренную и сухую монету опустить в 10%-ный раствор гипосульфита на 10-20 сек., после высыхания монеты протереть се мягкой (лучше нетканой) тканью. Обработанные в горячем растворе монеты приобретают приятную бронзовую патину, которая надежно сохраняет их от коррозии.

Сохранности бронзовых и медно-никелевых монет способствует покрытие их лаком. Лучше всего для этого использовать светлый мебельный лак НЦ-222, который легко снимается ацетоном.

Рекомендовать какой-либо один способ хранения кол­лекции нет необходимости. Каждый коллекционер решает такие вопросы сам, руководствуясь вкусом и возмож­ностями.

Известно несколько таких способов.

Первый. Коллекция размещается на деревянных или картонных планшетах, разделенных на гнезда. Это дает возможность обозревать весь материал сразу и брать при необходимости каждую из монет.

Второй. Коллекционный материал хранится в альбомах с кармашками, которые сделаны из эластичных, бесцветных и прозрачных пластмасс.

Третий. Монеты помещаются в планшетах из картона с круглыми сквозными отверстиями, в которых плотно держатся за счет сцепления.

Известны прозрачные пеналы из оргстекла, изготовлен­ные кустарно. С первого взгляда они привлекают коллек­ционеров, но для пользования не очень удобны. В местах соприкосновения с металлом материал пенала трется, тускнеет, быстро теряет прозрачность.

Во всех случаях коллекционный материал надо хра­нить в сухом месте, оберегая его от пыли и сырости.

Монеты рекомендуется брать не за поле, а за ребро. Неосторожно взятые в руки монеты, прежде чем положить в коллекцию, необходимо вымыть теплой водой с мылом.